Курсовая по Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство: Современное состояние рынка монополистической конкуренции в России Рефераты контрольные курсовые работы дипломные готовые и на заказ.
ГлавнаяКарта сайтаКонтакты
О КОМПАНИИ    УСЛУГИ    ГОТОВЫЕ РАБОТЫ    ЗАКАЗАТЬ    КОНТАКТЫ

WWW.DIPSHOP.RU Центр образовательных услуг:
контрольные, курсовые, дипломные работы, рефераты готовые и на заказ!






СКАЧАТЬ ЭТУ РАБОТУ

Курсовая №2609
по Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство
на тему: Современное состояние рынка монополистической конкуренции в России



Кол-во страниц: 36
Кол-во чертежей * формат: * НЕТ

СПИСОК ЧЕРТЕЖЕЙ:


КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА:монополистическая конкуренция, рынок россии


СОДЕРЖАНИЕ:
План:
Введение…………………………………………………...…………………..…....3
Глава 1. Характеристика рынка монополистической конкуренции
1.1 Основные черты рынка монополистической конкуренции………...….….....4
1.2 Фирма на рынке монополистической конкуренции в
краткосрочном периоде…………………………………………………..……….10
1.3 Фирма на рынке монополистической конкуренции в долгосрочном
периоде. …………………………………………………..……….…………….....12
1.4 Экономические характеристики деятельности фирм в
условиях монополистической конкуренции…………………………………….16
Глава 2. Неэффективность монополистической конкуренции.
2.1 Производственные мощности…………………………………………….…..18
2.2 Анализ кривой спроса………………………………………………...…….…20
Глава 3. Современное состояние монополистической конкуренции
на Российском рынке.
3.1 Особенности рынков монополистической конкуренции в России……........21
3.2 Пример монополистической конкуренции на рынке
безалкогольных напитков и кофе. ………………………………...………..........31
Заключение …………………………………………………………………….....33
Список использованной литературы……………………………………….…36



ВВЕДЕНИЕ:
Введение.

Совершенная конкуренция и монополия - это противоположные крайние модели рыночных структур. Однако могут существовать и промежуточные модели, которые не являются полностью конкурентными, не контролируются единственным продавцом и которые встречаются гораздо чаще. Данная работа посвящена рассмотрению модели именно этого промежуточного типа рыночной структуры. Исследование и использование модели монополистической конкуренции начались относительно недавно в 1930-хх годах. Но эта модель имела мгновенный успех и чрезвычайно быстро вошла в основное течение микроэкономической науки. Моя задача в данном случае сводится к выявлению и описанию общих моментов и наиболее характерных закономерностей такой экономической структуры.
Данная работа ставит перед собой целью рассмотреть действие сил монополистической конкуренции на рынке Российской Федерации.
Задачи работы заключаются в следующем:
• изучить характеристику рынка монополистической конкуренции;
• рассмотреть неэффективность монополистической конкуренции;
• рассмотреть современное состояние монополистической конкуренции на Российском рынке;
Мой интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а также от природы стратегического выбора имеющегося у фирм. Поэтому моя задача в данном случае сводится к выявлению и описанию общих моментов и наиболее характерных закономерностей такой экономической структуры.



ВЫРЕЗКА ИЗ РАБОТЫ:
Глава 1. «Характеристика рынка монополистической конкуренции»

1.1 Основные черты рынка монополистической конкуренции
Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет поведение фирм на этом рынке, для обозначения которого экономисты не случайно используют название, включающее оба эти термина. На рис. 1 схематически представлены его основные черты.
Рис.1. Черты монополистической конкуренции.



Участником какого рынка вы становитесь, приобретая книгу? На первый взгляд рынок книг представляется совершенно конкурентным. Просматривая книги на полках книжного магазина, вы находите произведения множества авторов, изданные самыми разными соперничающими за ваше внимание издательствами. Покупателю приходится делать выбор из сотен конкурирующих литературных произведений. Поскольку возможность входа на рынок имеет каждый желающий, написавший и издавший книгу индивид, книжный бизнес не самый прибыльный. На каждого высокооплачиваемого романиста приходятся сотни борющихся за место под солнцем писателей. С другой стороны, рынок книг определенно монополизирован. Так как каждая книга уникальна, издатели имеют некоторую свободу в назначении цены. Продавцы на этом рынке скорее назначают цену, а не принимают её. Действительно, цена книг значительно превышает предельные издержки. Рынки, которые имеют некоторые черты и совершенной конкуренции, и монополии называются рынками монополистической конкуренции.
Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции. Сочетание элементов монополии и конкуренции определяет поведение фирм на этом рынке, для обозначения которого экономисты не случайно используют название, включающее оба этих термина.
Если представить различные рыночные структуры в виде точек на оси координат, то крайние позиции будут занимать совершенная конкуренция и чистая монополия, модели которых лучше всего разработаны в экономической теории. На промежуточном интервале расположатся так называемые несовершенные конкуренты, относящиеся к таким специфическим типам рыночных структур, такие как монополистическая конкуренция и олигополия (рисунок 1.2)

Рисунок 1.2 Положение монополистической конкуренции

На рынке действует множество фирм, причем среди них либо вообще нет крупных, либо они не имеют решающих преимуществ над мелкими и соседствуют с ними. Барьеры на пути проникновения на такой рынок сравнительно невысоки: чтобы открыть мастерскую по выпуску мягкой мебели или модную парикмахерскую, большие капиталы не нужны, да и конкурентам трудно помешать этому. Незатруднителен обычно и уход с рынка - всегда находятся покупатели, готовые купить небольшое дело.
Почему же при столь либеральных условиях, господствующих на рынках описываемого типа, конкуренция не является совершенной? Причина кроется в разнообразии, дифференциации продукта. Выпускаемый фирмой товар чем-то отличается от изделий других компаний. Любой из производителей занимает своеобразное положение «мини - монополиста» (единственного производителя конкретной узкой разновидности данного продукта) и обладает определенной властью на рынке. В самом деле, каждая фирма, действующая на рынке монополистической конкуренции, контролирует лишь небольшую долю всего рынка соответствующего продукта. Однако дифференциация товара приводит к тому, что единый рынок распадается на отдельные, сравнительно самостоятельные части (их называют сегментами рынка).
Дифференциация продуктов возникает из-за существования между ними различий в качестве, сервисе, рекламе. Стоит рассмотреть каждый фактор дифференциации продуктов подробнее.
Прежде всего, необходимо подчеркнуть, что качество не является одномерной характеристикой, т.е. не сводится к оценке, плохой товар или хороший.
Даже основные потребительские свойства самых простых продуктов удивительно разнообразны. Так зубная паста должна: очищать зубы, дезинфицировать полость рта, укреплять зубную эмаль, укреплять десны, быть приятной на вкус и т.д. Все эти свойства лишь в порядке исключения могут быть гармонично объединены в одном товаре. Во многих случаях выигрыш в некотором одном свойстве продукта неизбежно ведет к проигрышу в другом. Поэтому уже выбор приоритетов в основных потребительских качествах открывает возможности для широкого разнообразия продуктов. Основой для дифференциации могут служить также дополнительные потребительские свойства, т.е. те особенности товара, которые влияют на легкость или удобство его использования.
При этом практика показывает, что на зрелом, насыщенном рынке именно дополнительные свойства определяют судьбу товаров. Это можно легко проследить, наблюдая за зигзагами развития рынка пореформенной России. В условиях товарного голода 1991 - 1992 гг. сливочное масло, если оно появлялось в продаже, обычно было не расфасованным. С насыщением рынка к

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Заключение.
Исследовав монополистическую конкуренцию и ее состояние на Российском рынке, я сделала выводы:
Монополистическая конкуренция - это гибрид монополии и конкуренции, т.к. характеризуется следующими свойствами:
- множество фирм ориентированы на одну и ту же группу потребителей.
- каждая фирма производит продукцию, которая, по крайней мере, немного отличается от конкурентной. Таким образом, являясь, скорее, назначающей цену, каждая фирма имеет дело с убывающей кривой спроса;
- ограничения при входе и выходе с рынка отсутствуют. Таким образом, число фирм на рынке изменяется до тех пор, пока не установится нулевая экономическая прибыль.
Кривая спроса у фирмы в краткосрочном периоде имеет характерный отрицательный наклон. Это объясняется тем, что, благодаря дифференциации, на своем сегменте рынка она монополист, т.е. рост объема реализации достигается за счет снижения цен. Фирма максимизирует прибыль при таком объеме, при котором предельные издержки равны предельному доходу.
Т.к. при монополистической конкуренции вход на рынок относительно свободен, то в долгосрочном периоде на него неизбежно проникнут привлечённые экономической прибылью другие компании. В результате кривые спроса на продукцию уже существующих фирм снизятся, так как их сегмент рынка сократится. Этот процесс будет продолжаться до тех пор, пока не установится нулевая экономическая прибыль.
В России, безусловно, монополистическая конкуренция имеет черты, описываемые в теории, однако рынки монополистической конкуренции в нашей стране имеют свои особенности:
- существование российского производства до 90-х годов в условиях командной экономики.
- Трудность в адаптации к новым рыночным реформам.
- Слабая дифференциация продукции при возрастающих потребительских запросах.
- Быстрое продвижение иностранных фирм в начале 90-х.
- Преобладание неценовой конкуренции среди российских производителей.
Положительной чертой монополистической конкуренции является многообразие видов одного и того же продукта, что помогает более полно удовлетворять потребности потребителя.
Примером монополистической конкуренции является рынок безалкогольных напитков и кофе. Товар, дифференцирован, он не является незаменимым, Большое количество фирм обуславливается тем, что входные барьеры на данный рынок низкие.
Компании постоянно пытаются предложить потребителю что-то лучшее. При этом наличие множества фирм сдерживают монополизацию рынка, т.е. не позволяют повышать цены или предлагать некачественную продукцию.
И наконец, стоит отметить три особенности, возникающие в реальном мире, вносящем свои коррективы в любую теоретическую основу, в том числе и рассмотренную - модель монополистической конкуренции :
Некоторые фирмы могут выпускать продукцию, которую чрезвычайно сложно воспроизвести. Например, бензозаправочная станция занимает единственное доступное место на самом оживленном перекрестке в городе. Или фирма имеет патент, который дает ей более или менее долговременное преимущество перед соперником. Такие фирмы способны получать небольшие экономические прибыли даже в долговременном периоде.
Надо вспомнить, что вхождение в отрасль все же имеет некоторые ограничения. Поскольку продукция дифференцирована, возникают более значительные финансовые проблемы, чем в других случаях.
В результате дифференциации с точки зрения размещения и доступности убытки и прибыль ниже нормальной могут сохраняться в долговременном периоде. Например, владельцы неудачно расположенной закусочной могут примириться с невысоким доходом и не переключаться на более прибыльны бизнес из-за того, что их деятельность является для них привычным образом жизни.






СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Список использованной литературы:
1) Мэнкью. Принципы экономикс. Санкт-Петербург: Питер, 2007.
2) Грязнова. Микроэкономика. Теория и российская практика.
Москва: Кно-Рус, 2005.
3) Яковлева. Микроэкономика. Москва: Тандем,2001.
4) Макконнелл. Экономикс. Москва: Инфра-М,2002.
5) М.Ф.Гуськова. «Экономика». Москва: «ВЛАДОС», 1999г.
6) А.В. Сидоровича. Микроэкономика. Основы национальной экономики: Издательство «Дело и Сервис», 2003.
7) А.Г. Грязнова, Т.В. Чечелова. Экономическая теория. Издательство «Экзамен», 2006.
8)Курс экономической теории: учебник - 4-е дополненное и переработанное издание - Киров: «АСА», 2004 г. - 752 с.
9) В.Л. Клюня, И.В. Новикова, М.Л. Зеленский. Экономическая теория: Тетра Системс, 2007.- 400с.
10) Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Экономика. Учебник для технич. вузов.- М.: Высш. шк., 2000. С. 148-149


СКАЧАТЬ ЭТУ РАБОТУ

© Центр образовательных услуг DIPSHOP.RU, 1996-2014
© ИП Литвиненко М.В.